Сутажный шнур

Сутажная вышивка — техника, которая зародилась во Франции в первой половине ХIV века. Данная техника использовалась как при производстве женского платья, так и украшений. На протяжении веков техника пережила много исторических событий и стала вполне самостоятельным направлением в искусстве. Этап за этапом техника развивалась, перешла на женский костюм, к огромному удовольствию дам, заняла свою нишу в декораторском искусстве. Своё распространение в России сутажная вышивка получила во времена правления Петра Великого и широко использовалась в отделке мужского платья. В XIX — XX веке сутажная вышивка утратила своё значение, была незаслуженно забыта и использовалась, как правило, в театральном костюме. Вторую жизнь сутажной вышивке дала израильский дизайнер Михаль Негрин в начале 90-х годов XX столетия. Михаль возродила сутажную вышивку как декоративное искусство, первой применяя данную технику в производстве ювелирных изделий. В стиле сутажа можно увидеть ювелирные изделия — колье, броши, серьги, браслеты, сумочки, веера, запонки. Каждое изделие уникально, не дублируется и не выпускается оптовыми партиями. Похоже, что этот вид рукоделия – сутажная техника – после относительного забвения стремительно набирает обороты. Процесс «производства» — очень кропотливая работа с использование сутажного шнура, драгоценных и полудрагоценных камней, бисера и бусин. Почему в качестве декоративного шнура для украшений используется именно сутаж? Сутажный шнур отличают уже названные особенности: он имеет плоскую форму, а значит, ровно ложится на ткань; он тонок (почти любой другой шнур выглядит грубо по сравнению с ним), блестящ и очень гибок. Последнее особенно важно: именно гибкость сутажного шнура позволяет «выписывать» им причудливые узоры: волны, петли. Сутажная техника требует большой аккуратности и кропотливости: малейшее нарушение нужной кривизны элемента сутажной вышивки бросается в глаза, выглядит неаккуратно, «кустарно». Задача эта облегчается для рукодельниц тем, что сутажный шнур имеет посередине продольную бороздку, и это позволяет мастерицам сутажных дел попадать иглой точно в середину шнура. Сутажное вышивание выполняется следующим образом: на ткань наносится заранее разработанный узор, и по его линиям с величайшей точностью пришивается сутажный шнур – чаще одного цвета, в тон ткани, но иногда двух или даже нескольких цветов. Часто узор из сутажного шнура дополняется бисером, бусами или стразами. Аналогично дело обстоит и с плетением сутажных украшений: форма изгибов должна быть безупречной. При изготовлении сутажных ювелирных украшений используются драгоценные, полудрагоценные, поделочные камни (чаще кабошоны – гладкие, неграненые) или стразы. Они крепятся к ткани (например, фетру) плоской стороной и обшиваются по внешнему краю сутажным шнуром. В петли, образуемые сутажным шнуром, обычно помещают мелкие камни, бусины, бисер. Концы шнура прячут на изнаночной стороне сутажного украшения.

(по материалам http://fashiony.ru)